Статьи

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

("Налоги" (журнал), 2009, N 5)

Разделы:







В статье "Основания возникновения налоговой задолженности" проанализированы указанные основания в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В работе приводятся взгляды разных ученых на это понятие - как юристов, так и экономистов. Дается соотношение понятий "недоимка", "налоговый долг", "налоговая задолженность". Определены юридические факты, являющиеся основанием возникновения налоговой задолженности.

Понятие "налоговая задолженность" в законодательстве о налогах и сборах не определено. НК РФ содержит только легальное определение недоимки как суммы налога или сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Таким образом, неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов является основанием образования недоимки. Тем не менее термин "задолженность" применяется в НК РФ как в отношении налогов и сборов - "задолженность по налогам и сборам" (например, п. 4 ст. 49 НК РФ), так и в отношении пеней и штрафов (например, п. 2 ст. 59 НК РФ). Причем основания возникновения налоговой задолженности, как показывает анализ норм законодательства о налогах и сборах, различны. В юридической научной литературе также встречаются термины "налоговая задолженность" , "задолженность по налогу" (под которой понимается недоимка) и термин "налоговый долг".

В ст. 59 НК РФ "Списание безнадежных долгов по налогам и сборам" под безнадежным налоговым долгом понимается недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера. В п. 2 данной статьи аналогично признается безнадежная задолженность по пеням и штрафам. За неуплату, неполную уплату налога, сбора НК РФ устанавливает пеню (ст. 75 НК РФ) и штраф как меру карательной ответственности (ст. 122 НК РФ). Согласно ст. 75 НК РФ пеней является денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. КС РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П подчеркнул, что "неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов" .

Библиографический список и примечания:
1. См.: Матюшин А.В. Правовое регулирование обращения взыскания на имущество налогоплательщиков: теория и практика: автореф. дис. ...к. ю. н. М., 2009.
2. См.: Стрельников В.В. Правовой режим пени в налоговом праве: Учеб. пособие / Под. ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. С. 59, 109, 128 - 129.
3. Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
4. См.: Красюков А.В. Безнадежные долги по налогам и сборам: понятие и процедура списания. М.: Ось-89, 2009. С. 12 - 46.
5. См.: Лебедев К.Н. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности // Хозяйство и право. 1998. N 11.
6. См.: Титов А.С. Недоимка: правовое регулирование взыскания. М.: АО "ЦентрЮрИнфоР", 2003. С. 42 - 43.
7. См.: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утверждено Приказом Министерства финансов российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н // Финансовая газета. 1999. N 34.
8. См.: Титов А.С. Указ. соч. С. 43 - 44.
9. См.: Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЮрИнфоР, 2009. С. 352.
10. См.: Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений. М.: Юриспруденция, 2005. С. 80.
11. См.: Новрузов А.Т. Необходимость и возможность достижения баланса публичных и частных интересов с помощью имущественного налогообложения // Государство и право. 2003. N 8. С. 98.
12. См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 303.
13. См.: Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. М.: Юрид. лит., 1973. С. 69.
14. См.: Российский статистический ежегодник 2004 г.: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. С. 568.
15. См.: Письмо МНС России от 5 мая 2000 г. N АС-6-09/352@ "О порядке отражения в лицевых счетах плательщиков отсроченных (рассроченных) и приостановленных к взысканию сумм задолженности по налогам" // СПС "Консультант Плюс".
16. См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2003. С. 295.
17. См.: Анищенко А.В. Инвестиционный налоговый кредит: определения есть, а определенности нет // Налоговая политика и практика. 2007. N 8. С. 25 - 29.
18. Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО "ЮрИнфоР-Пресс", 2004. С. 257 - 259.
19. См.: Пронин С.Б. Взыскание задолженностей по налогам с организаций. М.: ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера", 2006. С. 7 - 8.
20. См.: Карасева М.В. Налоговая реструктуризация и налоговая рассрочка как механизмы финансово-правового регулирования // Право и политика. 2001. N 11. С. 75.
21. Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1193.
22. Собрание законодательства РФ. 1999. N 37. Ст. 4498.
23. Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1093.
24. Собрание законодательства РФ. 2001. N 25. Ст. 2576.
25. Собрание законодательства РФ. 2001. N 41. Ст. 3957.
26. Собрание законодательства РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5183.
27. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)