Статьи

АУДИТ ЦИКЛА ПРОДАЖ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

("Аудиторские ведомости", 2008, N 3)

Разделы:







В статье рассматривается специфика внутреннего аудита цикла продаж в торговых организациях. Приводятся план и этапы аудита, стандартизированные аудиторские процедуры, а также тесты для проверки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета соответствующих операций.

Цикл продаж завершает кругооборот хозяйственных средств. Именно на этой стадии товары и услуги находят "эквивалент своего признания", что выражается в их обмене на денежные средства. А это в свою очередь определяет два генеральных направления аудиторской проверки:
- товары, их себестоимость и продажная цена;
- расчеты и оплата товаров покупателями.
Вместе с тем для хозяйствующего субъекта цикл продаж имеет непосредственную сопряженность с получением доходов, т.е. в нем заключается весь смысл финансово-хозяйственной деятельности. Цикл продаж торговой организации включает комплекс хозяйственных операций, связанных с продажей товаров за наличный и безналичный расчеты, поступлением денежных средств в кассу и на счета в учреждениях банков и взысканием дебиторской задолженности, исчислением расходов на продажу, налогов и прибыли от продажи товаров. Таким образом, аудит цикла продаж товаров непосредственно взаимодействует с аудиторской оценкой циклов оплаты и получения доходов.
С позиций торговой организации именно цикл продаж является вектором управленческой деятельности всего административного персонала, именно здесь принимаются управленческие решения и протекают процессы, необходимые при передаче права собственности на товары (рис. 1).

Функционально-управленческий аспект цикла продаж
┌───────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ │ Маркетинг, │ │ Подготовка и │ │ Расходы │ │ формирование запасов │ │ продажа товаров│ │ по продаже │ │ и заключение договоров├┐ └────────┬───────┘ ┌┤ товаров │
┌────┘└────────────────┘
┌───────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ │ Анализ и планирование ├──│ Цикл продаж │ │ бюджета продаж │ ┌>│ │ │и оплата товаров│ └───────────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘
┌─────────┘ /│\\ /│
┌───────────────┴┐ ┌────────┴───────┐ ┌─┴─────────────────────┐ │ Управление │ │ Учет и контроль│ │ Определение финансовых│ │ продажами │ │ продаж │ │ результатов │ └────────────────┘ └────────────────┘ │и безубыточности продаж│

Рис. 1

Общая цель аудита цикла продаж заключается в оценке того, представлены ли достаточно объективно в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими нормами записи по счетам бухгалтерского учета, и общей результативности контрольно-управленческих функций торговой организации, имеющих отношение к данному циклу. Для целей глубокого понимания процесса продаж аудитору следует руководствоваться нормами гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства.

Библиографический список и примечания:









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)