Статьи

РЕВИЗИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ

("Современное право", 2004, N 7)

Разделы:







В период глобальной реформации и становления качественно новой экономической системы государства остается не до конца урегулированным в правовом отношении институт финансового контроля в Российской Федерации, и в частности - правовые основы финансовой ревизии.

Этим же Указом на Правительство РФ с участием Главного государственно-правового управления Президента РФ была возложена задача в течение месяца подготовить и представить для внесения в Государственную думу проект федерального закона "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации". Несмотря на это, закона, регулирующего финансовый контроль в России, не существует и по сей день.
Как справедливо отметил Л.Н. Овсянников, в условиях роста правового самосознания общества, в условиях, когда субъекты экономической деятельности, юридические и физические лица, занимающиеся финансовыми операциями, обретают все большую правовую грамотность и защищенность, такой пробел в регламентации государственного финансового контроля ставит ревизора в крайне трудное положение .

Прежде чем рассматривать вопросы ревизионной деятельности Счетной палаты РФ, необходимо определить, что же представляет собой финансовый контроль и какими методами он обладает.
В финансовом праве существует множество определений понятия "финансовый контроль" . На наш взгляд, одним из наиболее верных и полных представляется подход к определению финансового контроля как к регламентированной нормами права деятельности государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования .

Что же касается методики, то теория финансового права знает несколько похожих способов классификации методов финансового контроля . Целесообразно принять ту точку зрения, в соответствии с которой основными методами финансового контроля являются документальная и камеральная проверка, экономический анализ, обследование, ревизия . По мнению абсолютного большинства специалистов, первое место принадлежит ревизии.

Библиографический список и примечания:
1. См.: Овсянников Л.Л. Время узаконить ревизию // Финансы. 1997. N 11. С. 49 - 51.
2. См., напр.: Бурцев В.Л. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М., 2000. С. 32.
3. См.: Финансовое право в вопросах и ответах / Под ред. Е.Ю. Грачевой. - М., 2003. С. 41, 42.
4. См., напр.: Румянцев А.В. Финансовый контроль: Курс лекций. - М., 2003. С. 19.
5. См.: Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 3-е изд., испр. и перераб. - М., 2003. С. 713.
6. См.: Бюджетная система Российской Федерации. С. 714.
7. См. Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации" // Финансовая газета. 2000. N 23.
8. Утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ. Протокол N 37 (273) от 19.10.2001.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)