ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
("Налоги" (газета), 2008, N 12)Разделы:
Организация и деятельность каждого государственного органа строится на определенных основах (принципах), предопределяющих особенности его статуса и индивидуализирующих среди прочих государственных органов. Принципы организации и деятельности прокуратуры возможно определить как основополагающие и руководящие начала построения прокурорской системы и организации ее деятельности. Они выражают сущность и назначение прокурорской системы. На их основе строится вся деятельность российской прокуратуры, определяется ее компетенция, формулируются полномочия прокурорских работников, развивается законодательство о прокуратуре. Принципы организации и деятельности прокуратуры предопределяют правовой статус как всей прокурорской системы, так и отдельных прокурорских работников. Это обусловливает актуальность вопроса о принципах организации и деятельности прокуратуры, тем более что в настоящее время высказывается множество предложений о реформировании российской прокуратуры с изъятием у нее ряда функций, в том числе функции надзора за исполнением законов (общего надзора), с преобразованием самой структуры прокурорской системы. Претерпевает изменения в последние годы статус прокурорских работников. Выдвигается концепция прокурорского права как самостоятельной отрасли российского права.
Среди основных современных принципов организации и деятельности прокуратуры возможно обозначить принципы законности, гласности, независимости, единоначалия, централизации и единства. В науке и литературе все эти принципы обычно подразделяют на три группы: общие, специфические и отраслевые. К общим принципам относятся те, которые распространяются на все органы государственной власти, включая прокуратуру (например, принцип законности). Специфические принципы - принципы, которые характеризуют именно прокуратуру и накладывают на нее свой, присущий исключительно ей отпечаток, выделяют ее во всем государственном механизме. Это принципы централизации, единоначалия, независимости и др. Они определены в Законе о прокуратуре. Отраслевые принципы касаются деятельности прокуратуры в различных отраслях общественных отношений и сферах государственной деятельности. Так, например, при поддержании государственного обвинения в суде прокурор подчинен принципам уголовного судопроизводства (например, принципу презумпции невиновности) и должен строить свою деятельность в соответствии с ними. Этими принципами прокурор руководствуется постольку, поскольку оказывается участником соответствующих правоотношений.
Библиографический список и примечания:
1. См.: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" // Российская газета. 2007. 6 марта.
2. По этим же основаниям мы не согласны с выделением в литературе принципа федерализма (см. об этом: Кожевников О.А., Кравчук В.В. Прокурорский надзор. Учебно-методический комплекс.) применительно к организации и деятельности российской прокуратуры. Причем институт согласования Генеральным прокурором РФ кандидатур региональных прокуроров с органами государственной власти субъектов Федерации является единственным признаком проявления федерализма в организации и деятельности органов прокуратуры. Рассматривать это как самостоятельный принцип организации и деятельности прокуратуры неосновательно.
3. См.: Настольная книга прокурора. Коллектив авторов. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, издательство "Экслит", 2002. С. 31; Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец, 2001. С. 94.
4. См.: Прокурорский надзор в РФ: Учебник / Под ред. д. ю. н., проф. В.И. Рохлина. СПб., 2000. С. 46.
5. См.: Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 75 - 76.
6. См. подробнее: Шобухин В.Ю. Прокуратура - основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. N 11. С. 89 - 94; Шобухин В.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ // Российский юридический журнал. 2004. N 1. С. 133 - 136.
7. См.: Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Под ред. Б.А. Галкина. М., 1982. С. 57.
8. См.: Лебидинский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1957. С. 59; Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Под ред. М.П. Малярова. М., 1969. С. 28; Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. М., 1966. С. 59.
9. Российская газета. 2007. 8 июня.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)