Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2012 ПО ДЕЛУ N А35-8520/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. по делу N А35-8520/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" на решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2011 по делу N А35-8520/2011 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" (ОГРН 1024600944873) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об оспаривании решения,
третье лицо - Федеральное бюджетное учреждение "Земельно-кадастровая палата" по Курской области,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Курскрезинотехника": Орловой Т.Н., заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2012 N 12юр,
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Авериной Ж.В., специалиста 1 разряда по доверенности от 16.01.2012 N 07-16/000937,
от Федерального бюджетного учреждения "Земельно-кадастровая палата" по Курской области: представители не явились, надлежаще извещено,

установил:

Открытое акционерное общество "Курскрезинотехника" (далее - общество "Курскрезинотехника", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) N 12-07/13527 от 11.05.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество "Курскрезинотехника" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на не применение закона, подлежащего применению, и просит принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения инспекции.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на правомерность исчисления им земельного налога за 2010 год исходя из фактически используемой площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, составляющей 0,3231 га, поскольку остальная площадь этого земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не должна участвовать в расчете земельного налога, так как на ней расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным юридическим и физическим лицам.
По утверждению налогоплательщика, при расчете земельного налога он исходил из данных приложения N 2 к постановлению администрации города Курска N 1770 от 18.11.2001 "Об утверждении площадей земельных участков закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника", в котором указано, что для целей налогообложения площадь земельного участка по ул. Черняховского, 20, 22, 24 составляет 0,3231 га, занятая учитываемыми на балансе общества в 2010 году объектами недвижимого имущества - кафе "Лилия" и физкультурно-оздоровительный комплекс.
На остальной площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 расположены четыре жилых многоквартирных дома, числившиеся на балансе общества ранее, но переданные в 1999 году в муниципальную собственность г. Курска, вследствие чего, как считает налогоплательщик, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, установленного жилищным, земельным и гражданским законодательством, новые собственники этих объектов недвижимости приобрели также и права фактического владения, пользования и распоряжения соответствующими долями земельного участка, и обязанности по уплате земельного налога с них.
В связи с изложенным, по мнению общества, доначисление ему земельного налога со всей площади земельного участка не соответствует в рассматриваемой ситуации установленному статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации принципу платности землепользования в Российской Федерации для всех собственников и землепользователей.
В дополнении к апелляционной жалобе налогоплательщик также указал, что у него нет оснований уплачивать земельный налог за 2010 год за ту часть земельного участка, которая, помимо того, что занята объектами недвижимого имущества, не принадлежащими обществу, также по своему целевому назначению (в соответствии с данными кадастрового плана N 29-03/08-02262 от 14.02.2008 и кадастрового паспорта N 4629/202/10-3212 от 03.06.2010 разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации жилого фонда и обслуживания населения) не относится к его деятельности - производство резинотехнических изделий.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что инспекцией в оспариваемом решении необоснованно была сделана ссылка на сведения, предоставленные управлением Росреестра по Курской области, поскольку согласно ответу федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Курской области", которое осуществляет выгрузку данных в управление Росреестра по Курской области о земельных участках, по состоянию на 30.04.2011 сведения о размере доли общества "Курскрезинотехника" в праве на земельный участок с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 в базе данных государственного кадастра недвижимости отсутствуют.
На основании изложенного налогоплательщик считает, что инспекция необоснованно включила в расчет земельного налога за 2010 год размер доли земельного участка, составляющей 9576/10000, которая не использовалась самим обществом, а находилась под зданиями, принадлежащим на праве собственности иным лицам, в том числе, физическим лицам - собственникам квартир в многоквартирных жилых домах.
В процессе рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщиком было заявлено ходатайство о проведении процессуальной замены по делу закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Курскрезинотехника", в связи с чем 25.01.2012 Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом было вынесено определение о процессуальной замене лица, участвующего в деле.
Налоговый орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В представленных в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщика и отзыве на дополнение к апелляционной жалобе налоговый орган указал, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается факт государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования акционерного общества "Курскрезинотехника" на весь земельный участок с кадастровым номером 46:29:103092:4, следовательно, именно акционерное общество является налогоплательщиком земельного налога по данному земельному участку в силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод акционерного общества о том, что у него имеется обязанность по уплате земельного налога лишь в отношении той части земельного участка, которой общество фактически пользуется, налоговый орган считает не основанным на нормах налогового законодательства, указывая при этом, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на соответствующие доли земельного участка за иными собственниками, в том числе, жильцами многоквартирных жилых домов.
Также налоговый орган указал на обязанность налогоплательщика самостоятельно определять налоговую базу для исчисления земельного налога на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, в частности, о кадастровой стоимости земельных участков.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители федерального бюджетного учреждения "Земельно-кадастровая палата" по Курской области, извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. Указанное обстоятельство, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела по существу, вследствие чего дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений и письменных пояснений к апелляционной жалобе, отзыва на апелляционную жалобу и отзыва на дополнение к апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогового органа и налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неполном установлении фактических обстоятельств дела и с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, закрытым акционерным обществом "Курскрезинотехника" (в дальнейшем переименованным в открытое акционерное общество "Курскрезинотехника") 12.01.2011 была представлена в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по земельному участку с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, составила 556 573 руб.
Исчисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 в разделе 2 налоговой декларации "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" общество производило с кадастровой стоимости фактически используемой им доли земельного участка, определенной им в сумме 37 104 834 руб., с применением ставки налогообложения 1,5 процента, что составило сумму 556 573 руб. При этом общество исходило из данных приложения N 2 к постановлению администрации города Курска N 1770 от 18.11.2001 "Об утверждении площадей земельных участков закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника", в котором для целей налогообложения земельным налогом указана площадь 0,3231 га (в том числе, 0,0522 га - площадь земельного участка под кафе "Лилия", 0,2709 га - площадь под физкультурно-оздоровительным комплексом).
При проведении камеральной проверки указанной налоговой декларации налоговым органом было установлено расхождение между кадастровой стоимостью, использованной налогоплательщиком для расчета земельного налога за 2010 год, и фактической кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 46:29:103092:4, составляющей 173 795 605 руб., сведения о которой были представлены налоговому органу управлением Росреестра по Курской области.
По итогам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом составлен акт от 04.03.2011 N 12-07/13533 и принято решение от 11.05.2011 N 12-07/13527 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщику доначислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 1 939 827 руб. по земельному участку с кадастровым номером 46:29:103092:4, а также он привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа за неуплату налога в сумме 129 075,57 руб.
Решение инспекции от 11.05.2011 N 12-07/13527 было обжаловано налогоплательщиком в управление Федеральной налоговой службы по Курской области, которое решением от 18.07.2011 N 423 отказало в удовлетворении поданной апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением инспекции N 12-07/13527 о привлечении к ответственности, акционерное общество "Курскрезинотехника" обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из доказанности того обстоятельства, что за обществом "Курскрезинотехника" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103092:4, сформированный в установленном земельным законодательством порядке, поэтому именно оно является налогоплательщиком земельного налога по этому земельному участку, и налог подлежит исчислению со всей площади участка.
Также суд области указал в своем решении на отсутствие сведений о выделении из указанного земельного участка и формировании в установленном порядке земельных участков под многоквартирными жилыми домами, находящимися на нем, и на отсутствие у администрации города Курска полномочий по установлению кадастровой стоимости предоставляемых ею земельных участков в целях налогообложения.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Кодекса налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
В случае, если земельный участок принадлежит на праве долевой собственности разным лицам, либо в отношении частей земельного участка установлены различные налоговые ставки, налоговая база в отношении таких долей определяется отдельно (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из статьи 394 Налогового кодекса следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Следует отметить, что определение понятия "земельный участок" в самом Налоговом кодексе отсутствует, поэтому с учетом статьи 11 Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки, как установлено статьей 11.2 Земельного кодекса, образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 25 Земельного кодекса права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с названным Законом (статья 26 Земельного кодекса).
Статья 70 Земельного кодекса предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего с 01.01.2008, установлено, что государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, указанные в статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в частности, сведения о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); его кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с названным Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является, в частности, земельный участок; кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
До 01.01.2008 правоотношения по государственному кадастровому учету земельных участков регулировались Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", согласно статье 14 которого сведения о существующих и прекративших существование земельных участках подлежали включению в Единый государственный реестр земель, представляющий собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ было установлено, что в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
При этом из пункта 3 статьи 14 названного Закона следует, что моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном земельным законодательством.
Министерство финансов России в письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В соответствии с порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
При этом государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса установлено, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного (функционального) использования земель в Российской Федерации установлены в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом, в состав территориальных зон одного вида могут включаться зоны другого вида. Правом определения функционального назначения территориальных зон и изменения их вида, в соответствии с пунктом 15 статьи 35 Градостроительного кодекса, наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
При этом, до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим Постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
Из представленных суду апелляционной инстанции постановлений правительства Курской области от 24.11.2003 N 5 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" и от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области", на территории Курской области была проведена государственная кадастровая оценка земель поселений в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Результаты государственной кадастровой оценки земель опубликованы в газете "Курская правда" N 190 за 19.12.2006 и представляют собой средние удельные показатели кадастровой стоимости одного квадратного метра земли в рублях, определяемые в зависимости от вида разрешенного использования и кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Курска от 17.08.1999 N 340 "О внесении изменений в постановление администрации г. Курска от 21.07.1997 N 23" закрытому акционерному обществу "Курскрезинотехника" предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 43,6382 га согласно приложению N 1, к которым, в частности, относятся земли жилой застройки на ул. Черняховского, 18а, 20, 22, 24 площадью 2,0743 га (0,9576 доли от площади 2,1661 га).
Постановлением администрации г. Курска от 18.11.2002 N 1770 были признаны утратившими силу постановления администрации г. Курска от 21.07.1997 г. N 23 и от 17.08.1999 N 340, и одновременно утверждены площади земельных участков, принадлежащих акционерному обществу "Курскрезинотехника" на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно приложениям N 1 и N 2.
Согласно приложению N 1 к постановлению администрации города Курска от 18.11.2002 N 1770 в перечне земельных участков, принадлежащих акционерному обществу "Курскрезинотехника" на праве постоянного пользования, значится земельный участок, расположенный по адресу: ул. Черняховского, 20, 22, 24, площадью 2,3060 га, назначение которого определено как прочие земельные участки.
В приложении N 2 к постановлению администрации города Курска от 18.11.2002 N 1770 указано, что в перечне земельных участков (для налогообложения), принадлежащих акционерному обществу "Курскрезинотехника" на праве постоянного пользования значится земельный участок, расположенный по адресу: ул. Черняховского, 20, 22, 24, площадью 0,3231 га (прочие земельные участки), в том числе, кафе "Лилия" площадью 0,0522 га и ФОК площадью 0,2709 га.
Администрацией г. Курска закрытому акционерному обществу "Курскрезинотехника" выдано свидетельство серии 46 N 123518 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 23060 кв. м по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, д. 18-а, 20, 22, 24, кадастровый номер 46:29:1 03 092:0004, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.09.2007 сделана регистрационная запись N 46-46-01/042/2007-576.
В соответствии с кадастровым планом N 29-03/08-02262 от 14.02.2008 разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 (предыдущий номер 46:29:03:092:0005) общей площадью 23 060 кв. метров (размер доли 9576/10000) является эксплуатация жилых домов, производственно-хозяйственная деятельность, обслуживание населения (кафе "Лилия", ФОК).
При этом, в кадастровом плане отсутствуют сведения о кадастровой стоимости или нормативной цене земельного участка, а также сведения о границах земельного участка и его план (чертеж, схема).
В графе "Особые отметки" кадастрового плана N 29-03/08-02262 от 14.02.2008 указано, что площадь данного земельного участка под кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 является ориентировочной, сведения о его границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании; удельный показатель кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки составляет 7 790,73 руб. /кв. м; под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта и связи - 3 592,81 руб. /кв. м; под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса - 11 728,75 руб. /кв. м; под учреждениями и организациями народного образования, объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами - 11 436,85 руб. /кв. м
Таким образом, из представленного в материалы дела кадастрового плана от 14.02.2008 N 29-03/08-02262 не представляется возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, поскольку в нем указанных сведений применительно ко всему земельному участку не содержится.
Также сведения о земельном участке, указанные в кадастровом плане от 14.02.2008 N 29-03/08-02262, не позволяют определить его кадастровую стоимость и расчетным способом путем умножения площади земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра) с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования, так как содержание кадастрового плана не позволяет установить точную площадь как всего земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, так и различных его частей с различными видами разрешенного использования, указанными в графе "Особые отметки" кадастрового плана.
Напротив, в кадастровом плане от 14.02.2008 N 29-03/08-02262 указано, что площадь данного земельного участка под кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 является ориентировочной, и сведения о нем подлежат уточнению при межевании.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на начало налогового периода, за который налогоплательщиком представлена налоговая декларация (2010 год), земельный участок с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 еще не был сформирован по правилам земельного законодательства, поскольку не были определены его точные границы и площадь путем межевания, и в отношении него не была определена кадастровая стоимость, необходимая для исчисления земельного налога.
В этой связи у акционерного общества "Курскрезинотехника" отсутствовала реальная возможность самостоятельно и достоверно определить кадастровую стоимость земельного участка на основании кадастрового плана от 14.02.2008 N 29-03/08-02262 и сведений, содержащихся в постановлении Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006.
Следовательно, учитывая, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налогоплательщиком на основании данных государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в нем по состоянию на начало соответствующего налогового периода (1 января календарного года, за который исчисляется налог), которые, в свою очередь, вносятся в кадастр в отношении сформированных участков, обязанность по уплате земельного налога может возникнуть у налогоплательщика лишь после формирования и учета земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Данный вывод содержится в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", из которого следует, что объект налогообложения по земельному налогу возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Вывод суда области о сформированности спорного земельного участка в качестве объекта налогообложения и о наличии у налогоплательщика сведений о его кадастровой стоимости, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога, сделанный на основании кадастрового паспорта от 03.06.2010 N 4629/202/10-3212 на земельный участок с кадастровым номером 46:29:103092:4, представляется суду апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно пояснениям общества "Курскрезинотехника", в декабре 2009 года общество в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования провело работы по межеванию и уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, д. 18-а, 20, 22, 24, в результате чего кадастровым инженером было сделано межевание данного земельного участка и составлен кадастровый паспорт от 03.06.2010 N 4629/202/10-3212, согласно которому площадь земельного участка с кадастровым номером 46:29:103092:4, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, ул. Черняховского, д. 18а, 20, 22, 24, составляет 22 308 + 52 кв. м; кадастровая стоимость - 173 795 605 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости - 7 790,73 руб. /кв. м; назначение земельного участка определено как земли населенных пунктов; в качестве правообладателя указано закрытое акционерное общество "Курскрезинотехника"; вид права - постоянное (бессрочное) пользование; размер доли - 9576/10000; разрешенное использование - для эксплуатации жилых домов, для производственно-хозяйственной деятельности, для обслуживания населения (кафе "Лилия", ФОК).
Необходимость проведения межевых работ была вызвана отсутствием точных сведений о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, а также тем, что в 2005 году, т.е. еще до регистрации права постоянного (бессрочного) пользования акционерного общества "Курскрезинотехника" на данный земельный участок, из него на основании постановления главы администрации г. Курска от 10.08.2005 N 2242 "О предоставлении земельного участка по ул. Черняховского, 18а, в аренду" был выделен земельный участок с кадастровым номером 46:29:101042:16.
В качестве особых отметок в кадастровом паспорте от 03.06.2010 N 4629/202/10-3212 указано, что кадастровый номер 46:29:103092:4 равнозначен кадастровому номеру 46:29:1 03 092:0004. Из земельного участка с кадастровым номером 46:29:101042:4 образован в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 46:29:101042:16, а земельный участок с кадастровым номером 46:29:101042:4 сохраняется в измененных границах. Площадь данного земельного участка соответствует материалам межевания.
При этом, как следует из имеющихся в материалах дела решениях управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области (территориальный отдел по г. Курску) от 19.01.2010 N Ф29/10-308 "О приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: обл. Курская, г. Курск, ул. Черняховского, 18а, 20, 22, 24" и от 19.04.2010 N Ф29/10-2295 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: обл. Курская, г. Курск, ул. Черняховского, 18а, 20, 22, 24", межевые работы в отношении данного земельного участка были выполнены лишь в декабре 2009 года, межевой план оформлен в мае 2010 года.
Изложенное свидетельствует о том, что до 2010 года данный земельный участок был сформирован лишь условно, без проведения межевания, т.е. он не мог до указанного момента считаться сформированным в установленном порядке.
Сведения относительно кадастровой стоимости (173 795 604,84 руб.) и площади земельного участка (22 308 + 52 кв. м), указанные в кадастровом паспорте от 03.06.2010 N 4629/202/10-3212, не могли учитываться налогоплательщиком при расчете земельного налога за 2010 год, поскольку они не отвечают требованиям пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса о том, что кадастровая стоимость земельных участков подлежит определению по состоянию на 1 января календарного года и подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
В данном случае кадастровый паспорт N 4629/202/10-3212 был составлен по состоянию на июнь 2010 года и сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указанные в нем, не были доведены до налогоплательщика в срок до 01.03.2010, следовательно, они являются актуальными лишь в отношении следующего налогового периода - 2011 года.
Таким образом, надлежащим образом кадастровая стоимость спорного земельного участка до сведения налогоплательщика уполномоченным органом доведена не была. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
Доводы налогового органа о наличии у него сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, обосновываемые ссылками на письмо управления Федеральной налоговой службы по Курской области, направленное в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, с указанием ежегодных сведений о земельном участке с кадастровым номером 46:29:103092:4 по состоянию на 01.01.2010, полученных от управления Роснедвижимости по Курской области 02.02.2010 в составе файла VO_SZ_4600_051101046000_20012010_4629002291.xml, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составляла 179 654 234 руб., и 11.01.2011 в составе файла VO_SZ_4600_051101046000_11012011_0000000151.xml, согласно которым кадастровая стоимость данного земельного участка с кадастровым номером 46:29:103092:4 изменилась и составляет 173 795 605 руб., а также на письма управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от 08.02.2011 (исх. N 17-45-520) и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Курской области от 22.04.2011 (исх. N 2376), также содержащие сведения о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:29:103092:4 составляет 173 795 604,84 руб., не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как все указанные сведения актуальны в отношении измененного земельного участка, а не земельного участка, в отношении которого обществом "Курскрезинотехника" исчислялся земельный налог по налоговой декларации, представленной налоговому органу 12.01.2011 за 2010 год.
С учетом изложенного, доначисление обществу "Курскрезинотехника" земельного налога за 2010 год в сумме 1 939 827 руб. с кадастровой стоимости земельного участка 46:29:103092:4, составляющей 173 795 604,84 руб., является неправомерным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Исчисление земельного налога по спорному земельному участку в сумме 556 573 руб. произведено обществом "Курскрезинотехника" с кадастровой стоимости фактически используемой им доли земельного участка 37 104 834 руб. с применением ставки налогообложения 1,5 процента.
Также и налоговый орган доначисление налога в сумме 1 939 827 руб. производил с налоговой базы 173 795 604,84 руб. с применением ставки налогообложения 1,5 процента.
Между тем, ставки земельного налога, применяемые на территории муниципального образования город Курск, установленные решением Курского городского Собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС (в редакции от 17.12.2009) "Об установлении на территории муниципального образования "Город Курск" земельного налога", установлены в следующих размерах:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (кроме земельных участков под домами индивидуальной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 0,08 процента в отношении земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; предоставленных под гаражно-строительные кооперативы, под индивидуальные гаражи.
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно кадастровому плану N 29-03/08-02262 от 14.02.2008 и свидетельству о государственной регистрации права серии 46 АГ N 123518 от 28.09.2007, земельный участок с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004 предоставлен обществу "Курскрезинотехника" с целевым назначением земли населенных пунктов для эксплуатации жилых домов, для производственно-хозяйственной деятельности, для обслуживания населения.
В материалах дела имеется решение исполнительного комитета Курского городского совета народных депутатов от 10.04.1987 N 121 "О проектировании ПО "Курскрезинотехника" молодежного жилого комплекса в составе 4-х 54-квартирных жилых домов с пристроенным блоком обслуживания в кв. 25" и копия плана застройки к нему, из которого следует, что спорный земельный участок предоставлялся для жилищной застройки и на нем расположен жилищный комплекс, состоящий из многоквартирных жилых домов 18а, 20, 22, 24 по ул. Черняховского с пристроенными к ним блоками обслуживания.
Самим налогоплательщиком в письменных пояснениях к апелляционной жалобе также подтверждается, что дома NN 18а, 20, 22, 24 по улице Черняховского города Курска являются жилыми, и им представлены в материалы дела акты государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию: N 39 от 28.12.1988 - о приемке 9-тиэтажного жилого дома (дом N 18а); б/н от декабря 1990 - о приемке 9-тиэтажного жилого дома (дом N 20); N 26 от 23.12.1992 - о приемке 9-тиэтажного жилого дома (дом N 22); N 27 от 22.12.1993 - о приемке 10-тиэтажного жилого дома (дом N 24).
Таким образом, основным назначением указанного земельного участка является эксплуатация жилых домов со встроено-пристроенными помещениями к ним, т.е., применительно к назначению, определяемому решением Курского городского Собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС (в редакции от 17.12.2009) "Об установлении на территории муниципального образования "Город Курск" земельного налога", данный земельный участок относится к земельным участкам, занятым жилищным фондом (кроме земельных участков под домами индивидуальной жилой застройки) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), по которым установлена ставка налогообложения для исчисления земельного налога 0,1 процента от кадастровой стоимости.
Инспекцией доказательств того, что расположенные на земельном участке объекты не относятся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не представлено.
Следовательно, на основании решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС, для земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, д. 18-а, 20, 22, 24, налоговая ставка не должна была превышать 0,1 процента.
Оснований для применения налоговой ставки 1,5 процента, установленной в отношении прочих земельных участков, в рассматриваемом случае не имеется.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09.
Поскольку при доначислении земельного налога налоговый орган использовал ставку налогообложения 1,5 процента, вследствие чего исчисленная им сумма налога с кадастровой стоимости 173 795 605 руб. составила 2 496 400 руб., в то время как при применении ставки налогообложения 0,1 процента она составила бы 173 795 руб., а также учитывая, что сам налогоплательщик в сданной им налоговому органу налоговой декларации исчислил к уплате в бюджет налог в сумме 556 573 руб., оснований для доначисления обществу "Курскрезинотехника" земельного налога за 2010 год в сумме 1 939 827 руб. у налогового органа не имелось.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 109 Кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, в силу отсутствие события налогового правонарушения.
Так как материалами дела доказана неправомерность доначисления обществу земельного налога, то в действиях общества отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
Следовательно, налоговым органом необоснованно начислен штраф в сумме 129 075,57 руб.
Довод налогоплательщика о том, что у него нет оснований уплачивать земельный налог за 2010 год со всей площади земельного участка, переданного ему в бессрочное пользование, поскольку на балансе общества в 2010 году числилось лишь два объекта недвижимого имущества - кафе "Лилия" и физкультурно-оздоровительный комплекс, занимающие площадь равную 0,3231 га, а в отношении четырех жилых домов, находящихся на спорном земельном участке и ранее числившихся на балансе общества, земельный налог, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, должен уплачивать новый собственник данных жилых помещений, которому они были переданы в 1999 году - муниципалитет, или собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, то, на основании указанной нормы, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, любой собственник помещения в многоквартирном жилом доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в которое, в том числе, входит и земельный участок, на котором расположен жилой дом.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.
Как установлено судом области и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением администрации города Курска N 706 от 03.06.1999 "О приеме в муниципальную собственность города Курска имущества, являющегося государственной собственностью, находящегося в ведении закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника" и имущества, являющегося собственностью закрытого акционерного общества "Курскрезинотехника", передаваемого в муниципальную собственность города Курска", в муниципальную собственного города Курска переданы, в том числе, объекты, расположенные по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, 18-а, 20, 22, 24.
Данное обстоятельство также подтверждается актом приема-передачи от 01.11.1999.
Вместе с тем, ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в судах первой и апелляционной инстанций акционерным обществом не было представлено документальных доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации права собственности жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, 18 а, 20, 22, 24, на принадлежащие им квартиры в жилых домах и об обращении их за формированием земельных участков, на которых расположены эти жилые дома.
Принимая во внимание существующий порядок признания права долевой собственности жильцов многоквартирных домов на земельный участок, на котором расположен жилой дом, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом общества "Курскрезинотехника" о том, что его правомочия в отношении долей земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, на которых расположены жилые дома, прекращены в момент передачи этих жилых домов в муниципальную собственность, и в связи с указанным обстоятельством у жильцов многоквартирных жилых домов возникла обязанность по уплате земельного налога с соответствующих долей спорного земельного участка.
Также в материалах дела отсутствуют и документы, свидетельствующие о формировании границ земельных участков, на которых непосредственно расположены многоквартирные дома, из состава земельного участка с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, ул. Черняховского, д. 18а, 20, 22, 24.
Следовательно, в отсутствие сведений о реализации жильцами многоквартирных жилых домов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 46:29:1 03 092:0004, своего права на оформление в долевую собственность земельных участков, на которых эти дома расположены, у общества "Курскрезинотехника" в налоговом периоде 2010 год сохранялась обязанность по уплате земельного налог с указанного земельного участка.
В то же время, поскольку в результате заблуждения относительно площади земельного участка и налоговой базы, с которой подлежит исчислению земельный налог, налогоплательщик не занизил свою налоговую обязанность, применив повышенную ставку налогообложения при исчислении налога, у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему земельного налога в сумме 1 939 827 руб. и штрафа за неуплату налога в сумме 129 075,57 руб.
При изложенных обстоятельствах решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 12-07/13527 от 11.05.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" подлежало признанию недействительным.
Поскольку решением Арбитражного суда Курской области от 02.11.2011 в удовлетворении требований акционерного общества "Курскрезинотехника" о признании недействительным решения N 12-07/13527 от 11.05.2011 было отказано, то решение суда области подлежит отмене, а апелляционная жалоба акционерного общества "Курскрезинотехника" - удовлетворению.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции установлено, что при обращении с заявлением в суд первой инстанции акционерным обществом "Курскрезинотехника" по платежному поручению N 7478 от 28.07.2011 была произведена уплата государственной пошлины в сумме 2 000 руб. за рассмотрение заявления об обеспечении иска, по платежному поручению N 7480 от 28.07.2011 - государственная пошлина в сумме 2 000 руб. за рассмотрение заявления о признании недействительным решения N 12-07/13527 от 11.05.2011, по платежному поручению N 7465 от 28.07.2011 - государственная пошлина в сумме 400 руб. за предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц об инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску; при подаче апелляционной жалобы общество уплатило по платежному поручению N 11777 от 22.11.2011 государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не исключает возможности рассмотрения арбитражным судом заявления о распределении судебных расходов в том же деле и тогда, когда оно подано, после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судами апелляционной и кассационной инстанций (пункт 21 приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых, полученные не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд, является обязательным приложением к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд.
Статьей 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 размер платы за предоставление информации из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей составляет 200 рублей за каждый документ.
Так как представленными обществом документами доказан факт несения им расходов в сумме 400 руб. за получение выписок из единого государственного реестра в количестве двух штук (о налоговом органе и о самом обществе), то сумма понесенных им при этом расходов 400 руб., с учетом вывода суда апелляционной инстанции об обоснованности заявленных обществом требований в полном объеме, подлежат возмещению истцу за счет ответчика - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 200 рублей, для организаций - 2 000 рублей. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса для иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, установлена государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Поскольку предметом спора по рассматриваемому делу являлось неимущественное требование, то заявителем подлежала уплате государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 руб., за рассмотрение апелляционной жалобы - в сумме 1 000 руб. (50 процентов от 2 000 руб.)
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления об обеспечении иска заявителем уплачивается государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
Так как заявленные обществом "Курскрезинотехника" требования, с учетом постановления суда апелляционной инстанции, удовлетворены в полном объеме, то на налоговый орган возлагается обязанность по возмещению обществу расходов по уплате государственной пошлины в общей сумме 5 000 руб. (2 000 руб. - за подачу заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности; 2 000 руб. - за подачу заявления о применении обеспечительных мер; 1 000 руб. - за подачу апелляционной жалобы).
Излишне уплаченная акционерным обществом "Курскрезинотехника" по платежному поручению N 11777 от 22.11.2011 пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного, всего с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу общества "Курскрезинотехника" подлежат взысканию судебные расходы в общей сумме 5 400 руб., из которых 5 000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, 4 00 руб. - судебные издержки, понесенные в связи с получением сведений из Единого государственного реестра юридических лиц для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 150, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" удовлетворить, решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2011 по делу N А35-8520/2011 отменить.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 11.05.2011 N 12-07/13527 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску в пользу открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" 5 400 руб. судебных расходов.
Выдать открытому акционерному обществу "Курскрезинотехника" (ОГРН 1024600944873) справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
В.А.СКРЫННИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)