Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.04.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1918

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2011 г. по делу N 33-1918


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Л.В. Скурихиной,
судей И.В. Верхотуровой, Д.В. Кулигина,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах С. к Обществу с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению по кассационному представлению прокурора Охотского района на решение Охотского районного суда Хабаровского края от 9 февраля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Д.В. Кулигина, пояснение прокурора Е.В. Максименко, судебная коллегия
установила:

Прокурор Охотского района Хабаровского края в интересах С. обратился в суд с иском ООО "Охотскэнерго" о признании действий по расчету, начислению С. и взиманию с нее платы за потребленную электроэнергию по общедомовому прибору учета незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет по оплате за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что С. проживает в. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме сотрудниками ООО "Охотскэнерго" был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии на квартиры с N по N, о чем составлен соответствующий акт, который подписан лишь одним из жильцов - ФИО4. Проверкой также установлено, что расчет, начисление и взимание платы за потребленную электроэнергию согласно показаний коллективных приборов учета в указанном доме осуществляет ответчик. Считает, что при отсутствии одного из предусмотренных способов управления многоквартирным домом в акт об установке общедомовых и контрольных средств учета электрической энергии должен быть подписан всеми жильцами указанного дома. На основании изложенного, произведение расчета, начисление С. и взимание с указанного абонента на основании данного расчета оплаты коммунальной услуги - электроснабжения в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ООО "Охотскэнерго" является не соответствующим действующему законодательству.
Решением Охотского районного суда Хабаровского края от 9 февраля 2011 год в удовлетворении исковых требований прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах С. было отказано.
В кассационном представлении прокурор Охотского района просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что при отсутствии одного из предусмотренных способов управления многоквартирным домом в акт об установке общедомовых и контрольных средств учета электрической энергии должен быть подписан всеми жильцами указанного дома.
В письменном возражении относительно кассационного представления ООО "Охотскэнерго" с доводами кассационного представления не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений, заслушав объяснение прокурора, полагавшего решение суда отменить по основаниям указанным в кассационном представлении, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что С. является нанимателем по договору социального найма.
ООО "Охотскэнерго" осуществляет на территории поселка Охотск деятельность по выработке и транспортировке потребителям электрической энергии.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Охотскэнерго" произвело установку в коллективного (общедомового) прибора учат на квартиры с N по N.
Судом установлено, что способ управления указанным многоквартирным домом собственниками помещений не выбран.
Прокурором Охотского района Хабаровского края оспаривается правомерность установки в указанном доме коллективного прибора учета, а также взимание с С. платы по показаниям данного прибора за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции, исходил из того, что обязанность по оплате потребленной электрической энергии согласно показаниям коллективного прибора учета в многоквартирном доме лежит, в том числе, на нанимателе жилого помещения. Оснований для признания незаконной установку коллективного прибора учета в доме, где проживает С., не установлено.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 Жилищного кодекса РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса РФ во всех случаях, когда управление жилым домом осуществляется управляющей компанией (ТСЖ, жилищным кооперативом), плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят управляющей компании. Прямая оплата коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям предусмотрена для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года N 8167-ЮТ/07).
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз. 1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307). Исполнителем согласно абз. 2 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз. 7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530).
Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта "в" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.
Решением Верховного Суда РФ от 6 октября 2008 года N ГКПИ08-1704 подтверждена законность положений пункта 90 названных Правил.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Как отмечено ранее, обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу императивных предписаний Постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества проданной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Судом первой инстанции было установлено, что взимание платы за потребленную электроэнергию по общедомовому прибору учета осуществляется ООО "Охотскэнерго" с ведома органа местного самоуправления - администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района, которая не провела в настоящее время открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Вместе с тем согласно статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения конкурса по выбору управляющей организации предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75.
Следовательно, конкурс проводится органами местного самоуправления лишь в случае отказа (бездействия) собственников помещений в многоквартирных домах от реализации своих правомочий по выбору способа управления данным домом.
Кроме того, изложенные выше нормы законодательства обязывают органы местного самоуправления организовать и провести аукцион по отбору управляющей компании.
Принимая во внимание особенности правового регулирования спорных отношений, не соответствие решения нормам материального права, подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда на основании пункта 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Поскольку разрешение спора возможно с выяснением существенных для дела обстоятельств, что не представляется возможным на основании доказательств, имеющихся в деле, судебная коллегия лишена возможности постановить по делу новое решение, в связи с чем гражданское дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть особенности правового регулирования спорных отношений, исходя из чего определить существенные для дела обстоятельства, исследовать доводы сторон и на основании представленных доказательств разрешить исковые требования.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Охотского районного суда Хабаровского края от 9 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора Охотского района Хабаровского края в интересах С. к Обществу с ограниченной ответственностью "Охотскэнерго" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету оплаты за услуги по электроснабжению отменить и направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационное представление прокурора Охотского района удовлетворить.
Председательствующий
Л.В.СКУРИХИНА
Судьи
И.В.ВЕРХОТУРОВА
Д.В.КУЛИГИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)